вторник, 2 апреля 2013 г.

Омскому кадетскому корпусу 1 мая 2013 года исполняется 200 лет. Omsk Cadet Corps May 1, 2013 marks the 200th anniversary



Омскому кадетскому корпусу 1 мая 2013 года исполняется 200 лет
Сибирский (Омский) кадетский корпус — старейшее военное учебное заведение Сибири. Размещался в Омске в здании на Атаманской улице (после 1919 года там располагалось Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище им. М. В. Фрунзе, а сейчас — Омский кадетский корпус Министерства обороны).



История
1 мая 1813 года — основано «Войсковое Казачье училище» по инициативе начальника Сибирской пограничной линии и командира Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенанта Григория Ивановича Глазенапа. Сначала день основания кадетского корпуса ошибочно отсчитывался с 26 августа 1826 года, но историческая комиссия корпуса при содействии директора генерал-лейтенанта А. А. Медведева документально доказала неосновательность этого счисления и 5 июля 1912 года последовало высочайшее повеление о даровании корпусу старшинства со дня основания Войского Казачьего Училища (1-го мая 1813 года).
Корпусный праздник отмечался 1 мая, храмовый — 6 декабря (по старому стилю).
За время существования много раз переименовывался:

1813—1826 г.г. — Омское войсковое казачье училище
Назначеный в 1807 году начальником Сибирской пограничной линии и командиром Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Глазенап, Григорий Иванович обнаружил полное отсутствие образования среди казачества; две гимназии, три уездных училища и две специальных школы на огромных просторах Сибири решить эту задачу не могли. По инициативе и трудами генерала Г. И. Глазенапа и его адъютанта С. Б. Броневского были созданы полковые школы в каждом казачьем полку, а в каждом селении — станичная школа и при Войсковой канцелярии, 1 мая 1813 года, было учреждено Войсковое казачье училище для подготовки грамотных офицеров казачьих войск.

Инициатор его, Глазенап, так определял цель своего детища: «дабы поставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием». Создание Войскового казачьего училища явилось закономерным итогом всей предшествующей казачьей политики командира Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенанта Г. И. Глазенапа. Получив регулярную организацию, Сибирское казачье войско вынуждено было позаботиться и о грамотных людях, служащих в войске.
Очевидно, Г. И. Глазенап, принимая во внимание продолжавшуюся войну с Наполеоном и рассматривая зарождающееся учебное заведение как «домашнее», то есть не зависящее от центральной власти и казны, возложил всю подготовку к открытию на Войсковую канцелярию. Войсковой канцелярии предстояло изыскать средства, набрать учителей, приискать удобное здание для помещения воспитанников и служительской команды.
Всю подготовку к открытию Войскового училища возглавил исполняющий должность войскового атамана ротмистр Набоков I-й. Им рассылаются по всем полкам, станицам, редутам, форпостам, командам приглашения к пожертвованию средств на открытие училища. Рапортом 12 февраля 1813 года генерал-лейтенанту Г. И. Глазенапу ротмистр Набоков сообщает об имеющихся на заведение училища 1300 рублях (748 от Войсковой канцелярии, 552 руб. от «разных чинов»). Этой суммы хватило на строительство здания, тем более «лес по усердию казаков заготовлялся и доставляется безденежно». А для содержания воспитанников и учителей ротмистр Набоков предложил передать на пользу учебного заведения доходы от рыбных озёр Потанино, Тогус, Тарыкуль, и др., предлагаемый сбор от которых мог составить до 1000 рублей Предложение Набокова было рассмотрено Г. И. Глазенапом и его предписанием 18 февраля 1813 года эти рыбные озера приписаны «навсегда в пользу Войскового училища» 22 февраля 1813 г. проект положения об училище представляется генерал-лейтенанту Г. И. Глазенапу и 25 февраля им утверждается. Между тем для Войскового училища приискивались как ученики, так и учителя. Ротмистр Набоков предписал от каждого полка выслать в заводимое училище по три мальчика (всего 30), а также перевести из Омской крепостной школы 10 учащихся. Таким образом, составился первый комплект школьников — 40 человек. Первыми учителями приглашены были: инженер-подпоручик Армроне, урядник 2-го полка Потанин, пятидесятник Шахматов. Продолжали поступать и пожертвования от казаков на устройство училища. Так, 21 марта 1813 года документально зафиксированы поступления из редутов: Мельничный — 5 руб. 19 коп., Степной — 3 руб. 46 коп., Усть-Заостровский — 22 руб. 55 коп., Ачаирский — 27 руб. 23 коп., Покровский — 16 руб. 10 коп., Изылбашский — 21 руб. 30 коп., форпоста Черлаковского — 12 руб. 10 коп. Так как все необходимые мероприятия по устройству нового училища продвигалось успешно, то решено открытие Войскового училища не связывать с постройкой специального здания и приискать удобное помещение и сразу же начинать занятия. Выбор пал на каменный дом на Ильинском форштадте. Омскому коменданту Вялову предписывалось подготовить дом под училище; «квартирующие теперь в оном доме господа офицеры могут тут быть по 20-е число апреля, ибо к тому числу только с войска воспитанники и учителя соберутся». Эти мнения несколько рознятся с устоявшимся мнением о размещении училища в «посольском доме» для приезжающих в Омск азиатов, Посольский дом" хоть и размещался на Ильинском форштадте, но был деревянным и едва ли в нём жили «господа офицеры». Впрочем, к осени 1813 года здание для училища было построено и ученики и учителя перешли туда.
Первый набор был невелик: 40 человек. Срок обучения установили в три года, но затем он возрос до 7 и даже 9 лет. Программ и учебников не существовало. Преподавали отставные офицеры и казаки. Первым смотрителем заведения стал есаул Соколов. Казеннокоштные воспитанники, а таких было большинство, обучались бесплатно. Уже в 1814 году покупкой ряда книг было положено начало библиотеке заведения. Часть книг подарил сам Глазенап. Питание и обмундирование в училище были скромными. Тем не менее, тяга казаков к учению росла, и уже в 1819 году количество воспитанников достигло 322-х. Прием осуществлялся без особых формальностей. Случалось, в училище издалека добирались круглые сироты, просились, и их брали, не требуя ни знаний, ни документов. Воспитанники отличались грубой простотою нравов. Кулачные расправы были нередкостью. Но любознательность казачат обнадеживала.
1817 год- год первого выпуска. Лучший в нём — Гордей Ефимович Шрамов.
Всего за первое десятилетие казачье заведение дало Сибирскому войску 58 офицеров.
В 1821 году генерал П. М. Капцевич возбудил ходатайство о производстве достойнейших из воспитанников училища в офицеры по экзамену. Такое разрешение было получено, и с 1822 года в Войсковом училище производились офицерские экзамены. Училище стало сразу выпускать офицеров, а до того готовило урядников в казачьи полки и учителей в полковые и станичные школы, лучшие из урядников-выпускников через некоторое время монаршим благоволением производились в офицеры. Выпуск офицеров превращался в торжественный акт с участием представителей офицерской и чиновничьей верхушки, местного общества.
С генерал-губернаторства Западной Сибири П. М. Капцевича вводятся направления воспитанников в специальное учебное заведения для продолжения образования, с условием возвращения их в Сибирь. Первым чин прапорщика получил Гордей Ефимович Шрамов. Училище нуждалось в своих преподавателях, и его направляли в Россию для продолжения образования. Вернувшись в училище, он с 1826 по 1847 год служил инспектором классов и преподавателем, дослужился до чина полковника.
Командированные в 1822 году в Земледельческую школу при Императорском Московском обществе сельского хозяйства воспитанники училища П. Л. Щербаков и О.Обухов стали не только первыми учеными-агрономами в Сибирском казачьем войске и преподавателями в Войсковом училище, но и основателями Омского опытного хутора Сибирского линейного казачьего войска, первого в Сибири сельскохозяйственного научно-исследовательского учреждения, преемником которого является СибНИИСХоз. П. М. Капцевич, предвидя многие сложности для училища, да и для войска от содержания учебного заведения только за счет войсковых средств, предложил войсковому начальству составить новое положение об училище и его штате. По составлению таковых документов свое мнение о реорганизации училища П. М. Капцевич в 1823 году направляет на рассмотрение Государственного Совета. После двухгодичных хождений ходатайство П. М. Капцевича рассматривается на заседаниях Государственного Совета, результатом которых 9 марта 1825 года является Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета об отпуске средств на содержание Войскового училища из государственного казначейства, оставившее в пользу училища рыбные озера. Переход училища в казну не могло благоприятно не сказаться на жизни Войскового училища, на учебный процесс в нём.
«Домашний» период (1813—1826 гг.) существования училища до 1911 года как бы не засчитывался в последующую историю Сибирского кадетского корпуса. Поэтому первый 50-летний юбилей праздновали 22 августа 1876 года. И в те дни вопрос о преемственности Войскового училища с Сибирским кадетским корпусом (Сибирский военной гимназии) будировался. Но бывший воспитанник училища, а затем воспитатель П. А. Золотов подготовил специальный доклад «По вопросу о 50-летней годовщине Сибирской военной гимназии», где войсковое училище рассматривалось лишь как «домашнее» учебное заведение казачьего войска. Лишь в 1911 году возобладала иная точка зрения …
В 1826 году Училище было переименовано в Омское училище Сибирского линейного казачьего войска.

1826—1845 г.г. — Омское училище Сибирского линейного казачьего войска
Наименование, присвоенное в 1826 году Омскому Войсковому казачьему училищу. 5 ноября 1845 года Училище было преобразовано в Сибирский кадетский корпус.
В 1825 году впервые было высочайше утверждено положение об училище. Оно переименовалось в «Училище Сибирского линейного казачьего войска». Ему увеличили пособие от казны, а с 1830 года оно перешло на полное содержание государственного казначейства. Это было многопрофильное учебное заведение, готовившее офицерские кадры для различных структурных подразделений. В 1828 году к училищу присоединили «Азиатскую школу», через восемь лет преобразованную в класс восточных языков. Здесь учились толмачи и топографы. Был выделен также учительско-писарский класс, в котором собирали учеников со средними способностями. Отделение мастеровых являлось чем-то вроде штрафного. Его воспитанники жили отдельно, ходили в худшей одежде, не занимались в классах, не садились за общий стол. Это отделение давало войску слесарей, столяров, шорников, «коновалов» и т. д.
Войсковое училище переименовывается в Училище Сибирского линейного казачьего войска. Названием подчеркивалось войсковое назначение училища, но тем не менее уже не подчинялось Войсковой канцелярии, переходило в непосредственное ведение командира Отдельного Сибирского корпуса. В положении об училище оговаривалось, что в училище могли поступать лишь дети казаков всех званий. В 1832 году новый командир Отдельного Сибирского корпуса генерал-губернатор Западной Сибири Вельяминов, Иван Александрович добивается высочайшего разрешения о приеме в училище детей штаб-офицеров регулярных войск и гражданских чиновников. По окончании училища эти воспитанники получали чин прапорщика и направлялись в Сибирские линейные батальоны. Учебный курс училища Сибирского линейного казачьего войска становится семилетним и разделяется на семь классов, которые назывались: 3, 2, 1-й нижний, 2 и 1-й средний, 2 и 1-й верхний. Кандидаты в училище, как и прежде, сдавали экзамены, по результатам которых распределялись в классы. Расширяется круг преподаваемых предметов, особенно военных: тактики, военного судопроизводства, воинского устава и воинской риторики. Татарский язык вводится для казачьих детей, французский — для дворян. Попав в казенное ведомство, училище начинало испытывать и определение трудности. Во-первых, недостаток способных учителей. Прежняя система командировок от казачьего войска грамотных урядников, отставных сотников для преподавания «наук» перестала удовлетворять. Нужны были иные люди. Появившиеся в училище после окончания Казанского университета в конце 1830-х годов Н. Ф. Костылецкий и Е. П. Старков (а также воспитанники Войскового училища) погоды в училище не делали, да и были ещё недостаточно опытны.
В 1828 году в ведении Училища Сибирского линейного казачьего войска передана Омская азиатская школа, существовавшая с 1789 года для подготовки толмачей и переводчиков. Окончательное упразднение азиатской школы произошло 17 января 1837 года по указу императора Николая I, к тому времени в школе преподавали персидский, арабский, татарский и монгольский языки. Упразднение школы повлекло за собой создание при училище класса восточных языков и топографов.
С 1833 года в училище стали принимать дворян: детей офицеров регулярных войск и чиновников Сибири. В его составе было создано «дворянское капральство» из 60-ти воспитанников при общем комплекте в 240 человек. Допущение дворян повысило престиж заведения. В его танцкласс зачастили дамы из высшего омского общества. Дворяне по сравнению с казаками имели ряд преимуществ. Так, они учили французский язык, а казаки — только татарский. Кроме того, обозначилась тенденция увеличения приема дворян за счет уменьшения числа казачьих вакансий. В двадцатые-сороковые годы прошлого века училище неоднократно меняло свою программу, штаты и прочее, постепенно приближаясь к общему типу российских военно-учебных заведений. Преподаватели были уравнены в правах со старшими учителями гимназий, получали неплохое жалование. Среди них появились лица с высшим образованием. Преподавание велось по печатным «руководствам» и по рукописным «запискам». Владению оружием и «фронту» воспитанников обучали прикомандированные урядники из образцовых частей отдельного Сибирского корпуса.
В 1833 году училище завело собственные сад и огород, которые обрабатывались воспитанниками.
В какой-то степени показателен приказ по училищу от 11 января 1836 года, отданный директором — отставным полковником Черкасовым: «Некоторые учителя не приходят в классы, получая значительное жалованье … Фортификация снова преподается учениками. Французский язык в жалком положении. Если учитель Турно его самовольно кинул, то можно бы распорядиться учить… под присмотром унтер-офицеров, учившихся прежде французскому языку». Во-вторых, очевиден (по документам) конфликт между директором, с одной стороны, и преподавателями, воспитателями, служителями — с другой. Приказы первого игнорировались, многие полезные начинания забывались.
В 1837 году состоялась поездка наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II) по России. В Сибири наследник доехал только до Тобольска, где ему был устроен соответствующий прием. Со всех уголков России собирались представители различных учреждений для приветствий и поднесения подарков будущему императору. В Тобольск от училища был командирован с подарками (рисунками; чертежами и сочинениями, математическими инструментами) инспектор классов Войсковой старшина Шрамов. Подарки благосклонно принимаются цесаревичем, а уряднику I-го класса Корнилову пожалованы 300 рублей за поднесение в подарок математических инструментов собственной работы.
В 1837 году, посетив училище и нашедши множество неисправностей, генерал-губернатор Западной Сибири и командир Отдельного Сибирского корпуса князь П. Л. Горчаков выразил недовольство директором.
В 1838 году Черкасов вынужден был выйти в отставку. Директором назначается клеврет Горчакова генерал-майор Ф. А. Шрамм, обладавший, даже по мнению официальных инстанций, непроходимой глупостью. Несмотря на все неурядицы, училище продолжало выпускать способных офицеров. Тогдашняя обстановка (события в Киргизской степи, открытие внешних округов, движение султанов Касима, Санжара и Кенесары Касымовых) способствовала служебным успехам выпускников училища Сибирского линейного казачьего войска. Когда в церкви Сибирского кадетского корпуса устанавливались черные мраморные доски в память погибших выпускников, то первым было занесено имя Хорунжего Алексея Рытова, погибшего в стычке с мятежными киргизами 7 декабря 1837 года.
Для военных занятий имелись ружья и сабли. Воспитанники носили казачью форму, лучшие из них отмечались фельдфебельским или унтер-офицерским галуном.
Крупным событием в жизни училища стало устройство летних лагерей в 1841 году, где воспитанники размещались по-походному в палатках. Большое внимание в лагерях уделялось как оздоровительным мероприятиям, так и военным занятиям.
В 1826—1845 годах из «Училища Сибирского линейного казачьего войска» вышло 111 офицеров и 558 урядников, учителей, писарей, переводчиков и мастеровых.
К сентябрю 1876 года из выпускников этого периода пятеро стали генералами: казаки В. Осипов, М. Казачинин, С. Панков, П. Ребров и дворянин А. Померанцев. Если учесть, что казачьих детей принимали в училище и выпускали офицерами, несмотря на звания их отцов, то для многих выходцев из простых семей заведение стало воротами в большой мир, возможностью сделать военную карьеру. Российская империя в то время проводила усиленную колонизацию казахской степи. И казаки несли не только загранично-гарнизонную службу, но и участвовали в военно-научных экспедициях и разведках, в боевых столкновениях с кочевниками. Питомец училища Иван Карбышев прославился тем, что с отрядом казаков перехватил и доставил в Омск хана Среднего Казахского жуза Габайдулу Валиханова, решившего отойти от России и принять китайское подданство. Карбышев неоднократно разбивал кочевников. А в 1854 году он основал г. Верный (Алма-Ата). Михаил Казачинин заложил г. Кокчетав, Степан Лукин — г. Сергиополь в Семиречье. Сергей Абакумов со своим полком проложил почтовый тракт от Семипалатинска до Верного; за разработку Гасфордского перевала один из поселков назван Абакумовским. Все это выпускники училища. Многие из них были исследователями: М. Петров, П. Герасимов, И. Шубин, Н. И. Потанин изъездили степь и Семиречье вдоль и поперек, пробирались вглубь Азии. Например, хорунжий Николай Потанин, отец Г. Н. Потанина, в 1829 году совершил удивительную поездку в Ташкент и Коканд, вернулся с картой маршрута и с интереснейшим описанием до того неведомых европейцам краев. Училище дало не только образцовых разведчиков, но и топографов-съемщиков (Бородин, Боярский, Ваганов, Захаров, Кокоулин, Крутов, Нифантьев и др.). Они входили в экспедиции академика Миддендорфа, Чихаева, Ледсбурга, Бутовского и др. Разработки казаков-топографов легли в основу 10-верстной карты Западной Сибири, которой пользовались и в начале XX века. Среди учеников «Училища Сибирского линейного казачьего войска» был и Всеволод Иванович Вагин, историк, публицист, областник, редактор-издатель иркутской газеты «Сибирь».
1845—1866 г.г. — Сибирский кадетский корпус
В ноябре 1845 года Омское училище Сибирского линейного казачьего войска было переименовано в Сибирский кадетский корпус (официально с 5.01.1846 года). В 1866 году, в ходе реформы военного образования Корус был преобразован в военную гимназию, но в 1882 году Гимназия вновь преобразуется в кдетский корпус и в сентябре 1907 года переименовывается в Омский кадетский корпус.
В 30-40-х годах 18 века период острой потребности Сибирского казачьего войска в офицерах прошел. Увеличилось число выпускаемых из училища урядников. По мнению начальства, развивавшаяся в войске система начальных школ давала образование вполне достаточное.
Поэтому в 1845 году было высочайше утверждено новое положение, по которому училище преобразовалось в «Сибирский кадетский корпус» — предназначавшийся для подготовки офицеров в линейные батальоны и в казачьи части отдельного сибирского корпуса. Таким образом, в корпус могли поступать лишь сыновья дворян и казачьих офицеров, путь в него простым казакам был закрыт. 40 вакансий выделялось для воспитанников из Восточной Сибири, то есть заведение приобретало общесибирское значение. Сообразно сословному делению, воспитанники разделялись на роту и эскадрон, по 120 человек в каждом: рота для дворян, эскадрон для казаков. В эскадрон кроме казаков допускались и сыновья казахской знати. Только 20 воспитанников училось на средства родителей, основная масса была казеннокоштной. Срок обучения устанавливался в 6 лет.
В 1853/54 учебном году курс удлинили до 7-ми лет. В 1846 году состоялся первый выпуск на основе нового положения. Лучшим среди дворян оказался Лавр Клугин, впоследствии дослужившийся до чина генерал-лейтенанта и должности помощника начальника Главного штаба. В январе 1847 года класс восточных языков перевели из корпуса в особо учрежденное отделение восточных языков при Омском батальоне военных кантонистов (впоследствии военная прогимназия). Кроме общеобразовательных предметов (языков, математики, физики, химии, истории, географии и т. п.) кадеты изучали военные дисциплины: основы тактики, артиллерии, фортификации. Их обучали также строю, гимнастике, плаванию, фехтованию, верховой езде, пению, танцам. В летних лагерях проводилась практическая военная подготовка, вплоть до стрельбы из артиллерийских орудий.
Поскольку дворяне находились на привилегированном положении (казаки по-прежнему могли учить только татарский и т. д.), между ротой и эскадроном существовали трения, иногда доходившие до потасовок. В комнатах кадеты жили, не разделяясь по возрастам, что вело к гегемонии старших. Учебный день расписывался по минутам, за дисциплиной строго следили воспитатели-офицеры и фельдфебель, вахмистр, унтер-офицеры и ефрейторы из воспитанников.
В 1848 году в корпусе открыта собственная церковь. Император Александр II, взойдя на престол, приказал установить в кадетских заведениях мраморные доски с именами лучших учеников и воспитанников, павших на поле брани. В Сибирском корпусе такие мраморные доски помещали в корпусную церковь, а белые — с именами первых учеников — в помещение роты. Выпускники корпуса 1846—1866 годов отличились при завоевании Средней Азии. Шайтанов, Дмитрий Аванесович, впоследствии генерал-лейтенант Сибирского казачьего войска, Григорий Бутаков и Павел Обух в 1860—1862 годах участвовали в многочисленных схватках с кокандцами, оспаривавшими у русских Семиречье, брали крепость Пишпек. Во время Кокандской войны 1875—1876 г.г. особенно прославился Семен Елгаштин, командир 1-го Сибирского казачьего полка. Лихим кавалерийским набегом через горы он разбил отряд Зюльфракар-бека, а при штурме Андижана с тремя сотнями казаков ворвался в город и захватил цитадель и ханский дворец.
Не меньший вклад питомцы корпуса этого периода внесли в развитие культуры, науки и общественного движения азиатской России. Среди них — уже упоминавшийся А. П. Нестеров, знаменитый Г. Н. Потанин. Менее известно, что наш кадетский корпус окончил Анненский, Николай Фёдорович, экономист и публицист, редактор журнала «Русское богатство», деятель земского движения, один из лидеров партий «Народное право», «Союз освобождения», основатель народно-социалистической партии; его труды легли в основу земской статистики. Среди выпускников корпуса был Катанаев, Георгий Ефремович, историк Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества и музея. Ярким представителем казахской знати, окончившим корпус, был султан Валиханов, Чокан Чингисович, человек разносторонних дарований, просветитель казахского народа. Он совершил замечательную поездку в Коканд, Ташкент и Кашгарию. Выдавая себя за среднеазиатского торговца, он два года работал под страхом быть узнанным и преданным страшной казни. В Россию Валиханов вернулся с бесценными в научном и военном смысле материалами.

1866—1882 г.г. — Сибирская военная гимназия
В ходе реформы военного образования в 1866 года Сибирский кадетский корпус был преобразован в военную гимназию.
Наряду с казенно — и своекоштными воспитанниками стали принимать и так называемых «приходящих», то есть живущих с родителями и приходящие только на занятия. В число их допускались дети всех сословий. Тем самым заведение теряло закрытый характер. Сословное деление на роту и эскадрон ликвидировалось. Каждый из классов размещался отдельно. Поэтому оснований для нездоровых отношений между старшими и младшими не стало.
Особенностью Сибирской военной гимназии явилось то, что в неё без вступительных экзаменов принимали детей казахских султанов, баев и старшин. Кроме того, сохранялось преподавание татарского языка. Казаки и казахи имели право учить западноевропейские языки, но только один, на выбор: французский или немецкий. Переход к гимназиям, по-видимому, сопровождался повышением требований к качеству знаний. Увеличилось и количество предметов, что вело к перегрузкам. Не все их выдерживали. Слабых учеников или отчисляли, или переводили в военные прогимназии. Полки Сибирского казачьего войска выдвигались на китайскую границу, в такие глухие места, где офицерам трудно было дать своим сыновьям военное образование.
В Сибирскую военную гимназию пришло много гражданских преподавателей и воспитателей. Сложился отличный педагогический коллектив. Многие сочетали учебно-педагогическую деятельность научно — исследовательской. Когда в Омске в 1877 году возник Западно-Сибирский отдел русского географического общества, среди его членов-учредителей шестеро либо преподавали там, либо окончили её (Сулоцкий, Чернавин, Певцов, Куртуков, Словцов, Катанаев). Среди выпускников можно назвать Н. И. Симонова, участника среднеазиатских экспедиций, поход в Китай в 1900 году, русско-японской войны. Он дослужился до чина генерала от кавалерии, написав ряд трудов военно-исторического характера. Другой питомец гимназии, 11 лет, работавший в ней воспитателем, И. И. Булатов стал известен в 1904 году. Во время волнений в польском г. Радоме он, полковник, командир 26-го Могилевского полка, не захотел применять силу оружия, пошел один к толпе со словами миролюбия…и был убит.
В 1882 году Гимназия вновь была преобразована в кадетский корпус.

1882—1907 г.г. — Сибирский кадетский корпус
С воцарением Александра III военные гимназии в июле 1882 года переименовываются в кадетские корпуса. Вместо классов создаются роты во главе с офицерами. Воспитателями становятся только офицеры. Кадеты блистают на парадах и смотрах. Именно в кадетских корпусах вырабатывалась та особенная выправка, которой отличались кадровые офицеры царской армии.
С 1900 года в Сибирском корпусе вводится новый предмет — законоведение, цель которого "выяснить питомцам, что существеннейшими элементами всякого организованного общества являются «власть» и «закон». В июле 1861 года корпус посетил наследник-цесаревич Николай Александрович, в октябре 1899 года — военный министр А. Н. Куропаткин, в октябре 1900 года — августейший начальник главного управления военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович. Эти посещения, несомненно, воспитывали в будущих офицерах верность престолу. Особенно глубокий след в жизни корпуса оставило посещение Константина Константиновича, незаурядного педагога и литератора. Он подчеркивал необходимость товарищеских взаимоотношений старших и младших кадет. В корпусе имелись фехтовальный зал, разные гимнастические приборы, каток, лыжи, бассейн, летняя купальня, флотилия лодок.

1907—1913 г.г. — Омский кадетский корпус
В связи стем, что в 1900 году был открыт Хабаровский кадетский корпус и уже существовал проект создания Иркутского кадетского корпуса, Сибирский кадетский корпус терял свое общесибирское значение. Приказом № 974 от 18 сентября 1907 года он был переименован в Омский кадетский корпус. 1 мая 1913 года, в честь 100-летнего юбилея, Корпус был переименован в 1-й Сибирский Императора Александра 1-го кадетский корпус.
С 1911 года ежегодно проводился гимнастический праздник с призовыми состязаниями по стрельбе, фехтованию, бегу и пр. Широко практиковалась демонстрация групповых гимнастических упражнений. Не оставлялось без внимания и трудовое воспитание. Работали токарная и переплетная мастерские. Кадеты ухаживали за садом и огородом. Ежегодно проводился праздник древонасаждений, когда каждый сажал деревце и привешивал к нему дощечку со своей фамилией и датой посадки. Так получилось, что в начале 1910-х годов Омский кадетский корпус торжественно отмечал годовщину за годовщиной: в 1911 году — 50-летие освобождения крестьян, в 1912 году — столетие Отечественной войны, в 1913 году — 300-летие дома Романовых и свое собственное столетие.

1913—1922 г.г. — 1-й Сибирский Императора Александра I кадетский корпус
Наименование, присвоенное Омскому кадетскому корпусу в 1913 году в связи со 100-летним его юбилеем.
В 1913 году в заведении училось 360 кадет, да ещё 52 — в приготовительном пансионе Сибирского казачьего войска. К сожалению, о судьбе выпускников заведения предреволюционной поры известно мало. В 1908 году его окончил Анатолий Николаевич Пепеляев, в будущем генерал-лейтенант, командующий 1-й Сибирской армией в войсках адмирала Колчака, в 1914 году — Алексей Алексеевич Грызов (А. Ачаир), довольно известный поэт белой эмиграции. На полях первой мировой войны полегло почти все кадровое офицерство, в том числе и десятки бывших кадет-сибиряков.
После Февральской революции Временное правительство распорядилось преобразовать Корпус в 1-ю Сибирскую гимназию Военного ведомства. После свержения в Омске советской власти, летом 1918 года, Временное Сибирское правительство восстановило кадетский корпус.
В ночь с 18 на 19 февраля 1918 года, воспользовавшись суматохой, в Омск ворвался отряд атамана Б. В. Анненкова, который занял Сибирский кадетский корпус и Казачий Никольский собор. После перестрелки с красногвардейцами анненковцы ушли из города.
В начале 1919 года адмирал А. В. Колчак вернул Корпусу наименование 1-го Сибирского. 30 июля 1919 года Корпус был эвакуирован во Владивосток и размещен на Русском острове. В январе 1920 года к власти во Владивостоке пришло левое правительство А. С. Медведева, распорядившееся о закрытии Корпуса с 1 апреля 1921 года., но в мае того же года левое правительство было свергнуто и Корпус продолжил свою деятельность. 25 октября 1922 года на судах Сибирской флотилии адмирала Г. К. Старка Корпус ушел из Владивостока в Шанхай, где в одно учебное заведение были сведены 1-й Сибирский и Хабаровский корпуса. В Шанхае было сделано два выпуска. В 1924 году, по требованию местных властей, Корпус был вынужден в феврале отправить сначала младшие классы, а 6 ноября того же года и старшие в королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, где оба корпуса были официально расформированы 1 февраля 1925 года.

На территории и в зданиях оставленных кадетами продолжали готовить кадры для российской (советской) армии.
1919 — Первые Сибирские пехотные курсы командного состава РККА;
1921 — 24-я Омская пехотная школа имени Коминтерна;
1925 — Омская пехотная школа;
1926 — Омская пехотная школа имени М. В. Фрунзе;
1936 — Омская объединенная военная школа;
1937 — Омское военное училище имени М. В. Фрунзе;
1941 — 1-е Омское военно-пехотное училище имени М. В. Фрунзе;
1944 — Омское военно-пехотное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе;
1958 — Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе;
1968 — Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе;
1999 — Омский кадетский корпус;
2011 - бюджетное образовательное учреждение Омской Области "Кадетская школа-интернат"Омский кадетский корпус";
2013 - казённое образовательное учреждение Омской Области "Кадетская школа-интернат"Омский кадетский корпус";

1999 г. — по настоящее время — Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации
После расформирования в 1999 году Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе, на его базе был воссоздан Омский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации
В сентябре 1999 года возрождённый Омский кадетский корпус принял первые две роты воспитанников. Возглавил корпус герой Советского Союза полковник Н. В. Кравченко, его заместителями стали полковник А. П. Шелег и подполковник С. М. Турянчик. Полностью корпус укомплектован к 2001 году. 6 рот кадет, каждая включала 4 взвода, общая численность более 600 человек. С личным составом работали 12 офицеров и 24 воспитателя, которые до этого были кадровыми офицерами (от майора до полковника).
В марте 2001 года при поддержке администрации Омской области, начальником Омского кадетского корпуса был назначен полковник Басаев В. Р. В 2009 году был произведён первый набор кадет — граждан Монголии.
С 2010 года, в связи с реформированием Вооружённых Сил набор кадет сократился на 50 %.
В целях оптимизации учебного процесса, стимулирования воспитанников в кадетском корпусе учреждены стипендии имени Маршала Советского Союза Г. Жукова, генерал-лейтенанта Д. Карбышева и генерала Л. Корнилова. В 2011 году начался процесс передачи заведения из ведения Министерства Обороны субъекту федерации Омская область. Появление кадетской школы-интерната "Омский кадетский корпус" было встречено негативно кадетами , выпускниками и сотрудниками учреждения. Инициативы экс-министра Седюкова А.Э. и экс-губернатора Полежаева Л.К не нашли поддержки у образовательного сообщества. В сложный период корпус возглавил его первый руководитель-герой Советского Союза Кравченко Н.И.

2 комментария:

  1. Поздравляю знаменитый Кадетский корпус с днем рождения! Удачи Вам и процветания! Все мои предки- Ваши выпускники, начиная с Ивана Семёновича Карбышева, который мне 3-жды прадед. Похоронен в ст. Песчаной Павлодарской области. Сейчас организовала восстановление могилы матери генерала Карбышева, похороненной на нашем старом кладбище(теперь горсад). Скоро будет установка памятника. Хотелось бы, чтобы мой внук учился в кадетском. Дочь с семьей переехали в Омск. С уважением- Галина Шарапова. Павлодар.

    ОтветитьУдалить